|
                                Секреты тибетских монастырей в Казани
      Благодаря фильмам с участием Брюса Ли, Джеки Чана, Джета Ли у многих, наверное, уже сложилось представление об особой манере рукопашного боя и завораживающей красотой своих форм гимнастике - так называемом ушу или "кунфу". В странах Запада большей известностью пользуется термин "кунфу" - неточная транскрипция китайского слова "гунфу" в романских и германских языках. Но, хотя с темой гунфу связано множество фильмов и публикаций, мало что можно узнать о тибетской его разновидности, тесно соприкасающейся с китайскими направлениями искусства боя.
      О боевых искусствах тибетских монастырей упоминается в коллективной монографии "Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл". "Во время монастырских соревнований монахи военизированных отрядов состязались в поднятии тяжестей, метании камней, беге, борьбе, - отмечается в ней, - устраивались кулачные бои не только между собой, но и между мирянами и монахами." . "Тибетские цигун-медитация и боевые искусства, - говорится также в книге специалиста по гунфу Яна Цзюньмина, - хранились в секрете от внешнего мира, поэтому они были названы (в Китае - прим. авт.) ми-цзун, что означает "тайные стили".
      Я направляюсь к месту, где продолжает жить эта древняя, единственная в своём роде традиция. Традиция школы тибето-китайского гунфу "Золотой Дракон" - Цзиньлунчуань. Войдя в спортивный зал Казанского химико-технологического колледжа, складываю руки в ритуальном поклоне: так здесь приветствуют учителя школы Фахрутдинова Тахира Галимжановича. В зале - множество взрослых и детей, склонившихся в том же поклоне. Все приступают к начальной медитации, уподобляющей сознание практикующего спокойной поверхности озера в безветренную погоду, что помогает правильно настроиться на занятие. Затем, после разминки и упражнений "дыхание дракона", следует повторение главных элементов базовой техники: отработка серийных ударов руками, ногами, а также блоков, накладок, уклонов, захватов, бросков, подсечек, сочетающихся с замысловатыми перемещениями, перекатами по полу и прыжками, выполнением отдельных комплексов нормативных движений, напоминающих акробатический танец.
      Команда учителя - и наставники школы Борисов Алексей и Рахматуллин Руслан показывают особенности стилевой работы, в которой образ каждого изображаемого животного связывается с определённым типом чувствования окружающей обстановки, с определённым поведением и состоянием психофизической энергии жизни - ци. Вот мягкие, но потрясающие своей внутренней мощью движения крадущегося тигра, тут же внезапно набрасывающегося на добычу. Вот изящество словно обтекающих противника движений змеи, переходящих в точечные, молниеносные выпады. Подвижность обезьяны, то почёсывающей своё ухо, то стремительно передвигающейся на всех четырёх конечностях с разворотом на 360, то выполняющей сальто, то бьющей тыльной стороной кисти или же полусогнутыми пальцами. Вот высокие стойки, перескоки, едва уловимые взглядом круговые махи руками и ногами, движущимися подобно крыльям, в грациозном стиле "Журавль". И наконец - работа с образом дракона, когда широко расставленные руки в виде его пасти начинают вращаться по замысловатой траектории и стремительно наносятся удары руками, изображающими движения его мощных лап, ногами, имитирующими движения его хвоста, когда противник как бы охватывается со всех сторон ураганом непрерывных атак.
      Примечательно, что за каждым из этих движений стоят космогонические и глубинно-психологические смыслы. "Вначале было Единое, затем оно разделилось на небо и землю, затем на четыре стороны света", - так можно расшифровать начало только одной из многочисленных комбинаций приёмов. В психологическом отношении эти движения ставят их исполнителя в положение участников, скажем, тибетских мистерий, которые, изображая победу богов над демоническими силами, призваны освящать внутренний космос человека. Исполнителю также противостоят тёмные, деструктивные силы его собственной психики, он учится осознавать их с целью их преодоления. В то же время он, вникая в суть исполняемых движений, делает светлые, конструктивные силы его собственной психики наглядными, переводит их в проявленное состояние. Мертвящей раздробленности движений и восприятий обыкновенного человека он учится противостоять своей целостностью, волнению его страстей, а также смятению чувств при возникающих экстремальных ситуациях - своим непоколебимым спокойствием. И место занятий начинает напоминать внутреннее поле битвы в сердце у человека.
      Завершается тренировка парной работой, работой одного против группы нападающих и выполнением "тай ци" (в переводе - "великая жизненная сила") - особых дыхательно-медитативных упражнений, аккумулирующих и распределяющих в организме великую силу жизни.
Именно благодаря этим методикам, а также системе упражнений "фэн" (в переводе - "ветер"), подключающей человека к общекосмическим, звёздным потокам энергии, раскрепощается и очищается сознание, активизируются творческие способности, увеличивается сопротивляемость стрессам, болезням, механическим воздействиям, развивается умение психически воздействовать на противника. Глубокий покой, почти физически ощущаемый свет сознания в мыслях и чувствах, неизменная благожелательность - такова атмосфера этого места занятий.
      Средоточие этой атмосферы - Тахир Галимжанович, учитель школы. За его плечами внушительный жизненный опыт: он преподавал боевую подготовку в спецподразделениях войск госбезопасности, возглавлял Федерацию боевых искусств Казахстана, подготовил ряд именитых спортсменов: Армана Сеитова - не только специалиста по гунфу, но и чемпиона мира по кикбоксингу в программе "фул-контакт", а также чемпионов Европы Азамата Сарсекова, Евгения Дружинина и других. Ныне он - вице-президент Федерации ушу Республики Татарстан. Несколько лет назад он впервые поведал мне о гунфу. Со временем из разных источников я узнал, что это слово имеет ряд значений. Во-первых, оно означает подвижничество, высокое деяние, во-вторых - мастерство, искусность в работе, в-третьих - переводится как "свободное время", то есть время, вводящее человека в вечность. "Гунфу, - пишет известный востоковед В.В.Малявин, - являет собой акт возобновления непреходящего и, следовательно, чистую действенность, слившуюся с покоем вечности…" . По словам же легендарного мастера Эсена Жумазовича Исмаилова, учителя Тахира Галимжановича, "…в ушу гунфу… понималось как проникновение во внутреннюю, изначальную природу вещей и явлений через практику боевых искусств" . Таким образом, практикующий гунфу, с одной стороны, стремится "дойти до истоков", медитативно настроится на частоту тайно звучащей во всех формах жизни вибрации Безначального, с другой - добивается совершенного телесного и мысленного выражения этой вибрации.
      Продолжая рассказ об особенностях школы "Золотой Дракон", следует остановиться на том, что, помимо дополнительно изучающихся китайских стилей, она представлена определившей её возникновение и развитие традицией школы "Тигр-Дракон", зародившейся тысячелетия назад в монастырях северного Тибета. Как поясняет Э.Ж.Исмаилов, современный патриарх этой школы, образ тигра в её названии служит обозначением вселенского принципа земли, образ дракона обозначает великое небо духа. В сотворчестве этих двух начал в занимающемся постепенно проступают черты истинного человека, воскрешающего в своей жизни тибето-буддийскую и даосскую картины мира. "Такой человек не говорит, но ему верят, не размышляет, но творит должное, не мудрствует, но постигает истину", - пишется об истинном человеке в старинном китайском трактате "Люйши чуньцю". У него, согласно тому же трактату, "зрение обостряется, слух становится чутким, обоняние тонким, вкус отменным, все триста шестьдесят суставов - гибкими и послушными". "Нет среди сущего чему бы он не внял, чего бы он не вместил. Он сродни небу и земле" . Если учитывать, кроме того, собственно тибетские корни школы "Золотой Дракон", образ истинного человека можно уподобить очищенному от всякого проявления эгоцентризма, глубинному, неразрушимому, иными словами - "алмазному" состоянию вошедшего в трансфизическую реальность буддизма ваджраяны.
      И пусть мы сомневаемся в самой возможности осуществления такой сверхзадачи. Ведь если даже мы просто научимся жить, не болея, не бояться наших, часто надуманных, страхов, - предпринятые усилия не будут потрачены напрасно. Но, может, мы всё-таки станем повелителями собственной судьбы и через нашу, обычно поверхностную и суетливую, жизнь проглянут значения этого высокого слова - гунфу?
                                                                                                                                                Меречин Артур
|
|
|